Cуббота, Декабрь 16, 2017
 
 
  Предисловие
  Об авторе
  Правовая информация



 
 
Коттедж - исторические корни...


Действительно, коттедж. Коттедж после всего написанного, сказанного и прочитанного, после всех анекдотов о новых русских - что это собственно такое?
Поискав в Интернете, я нашёл на эту тему весьма познавательные статьи Владимира Кулакова. Материалы эти в яркой форме лаконично отражают даже, может быть, не его личную точку зрения, а являют собой срез общественного мнения по затронутой теме. Думаю, не обижу автора, если процитирую его тексты и вступлю с ним в небольшую полемику, немного дополнив своими комментариями и фотоматериалами его повествование:

"Откуда есть пошелъ коттедж?"

"Не за горами лето, и многие из нас сменят асфальтовые джунгли города на просторы лесистых холмов и полей Подмосковья. Многих ждут там уютные деревянные постройки, занимающие на приусадебном участке не так уж много места, оставляя значительное пространство для дорогих сердцу грядок с укропом и редиской. Однако немало москвичей летнее время будут проводить в монументальных коттеджах и виллах, во множестве возникших за последние годы в окрестностях столицы нашей Родины и других городов шестой части земного шара. Их хозяевам процесс возведения этих индивидуальных загородных жилищ запомнился проблемами с выбором проекта и поисками необходимых позиций в каталогах стройматериалов. К счастью, "дачный" спрос в нашей стране наконец-то стал рождать предложение, и поэтому любой землевладелец может реализовать свои архитектурные мечты о коттедже в соответствии со своим вкусом и финансовыми возможностями. Однако почему современные подмосковные коттеджи имеют такие непривычные русскому глазу очертания? Откуда взялись обязательные для них башенки, хитроумные лесенки и ярко-красная черепица? Задумывался ли читатель над происхождением понятий "дача" и "коттедж", связанных в нашем сознании с загородными домами? Ответы на эти животрепещущие вопросы мы, как это уже повелось в рубрике "Культурный слой", найдем в сокровищнице европейской истории.
Начнем с того, что понятия "дача", "вилла" и "коттедж", для нас имеющие довольно близкие значения, происходят из разных языков и культурно-исторических пластов. Термин "дача" возник в нашей стране в XV-XVI вв., происходит от глагола "давать" и обозначал первоначально домик в деревне, данный монархом на время верному слуге царя и Отечества.
//Тут автор явно недооценивает монарха. Кому интересно монарх давал "домик в деревне" (реклама безжалостна) Давал (даровал) за особые заслуги, земли - угодья, деревни и сёла вместе с крепостными крестьянами!// Особо роскошными выглядели "дачи" начала XIX в. Эти загородные резиденции (в сущности, настоящие дворцы русской аристократии) вы можете видеть сейчас в Архангельском) и Кусково. В советское время более скромные деревянные постройки, принимавшие летом в Переделкино апологетов соцреализма (и не только их), сформировали современное понятие "дача", заключающееся не только в небольшом загородном доме, но и в участке, предназначенном не столько для гулянья, сколько для садово-огородных трудов. Поразителен факт распространения понятия "дача" в Западной Европе. В современной Германии существует слово, перенятое из современного русского языка (не без посредства ушедшей в историю ГДР). Этим словом немцы, как и мы, называют скромный пригородный дом, возведенный, как правило, своими руками.
Происхождение терминов "вилла" и "коттедж" уходят во тьму веков. Слово переводится с латинского языка как "деревня". Так уже в конце I тысячелетия до н.э. римляне именовали как простые сельские поселки Италии, так и крупные поместья знати. Как правило, такие поместья представляли собой нередко роскошные дворцы с портиками и колоннадами (например, вилла императора Адриана в Тибуре), окруженные по периметру дворовыми хозяйственными постройками. Весь этот комплекс был окружен стеной, с внешней стороны которой располагались сады и пахотные земли хозяина виллы. Сходный характер и название имеют многие крупномасштабные "дачные комплексы современных "звезд" шоу-бизнеса и богатых коммерсантов на Лазурном берегу Франции и в прочих весьма престижных уголках нашей планеты. Зрителям телесериалов известно испанское название таких комплексов, - в немецком языке эти загородные комплексы, имеющие в Центральной Европе сугубо хозяйственное назначение, именуются термином "поместье.
Коттедж в европейской истории обозначал совсем иное понятие. Это слово происходит от шотландского средневекового термина "крестьянин, живущий при ферме". Таким образом, нам становится понятен изначальный смысл слова "коттедж" - сельский дом западноевропейского средневекового крестьянина.
Простой народ на западной окраине нашего континента на заре истории строил свои дома и хозяйственные постройки из дерева. По углам размеченного на грунте вытянутого прямоугольника ставились столбы с вертикально прорезанными пазами. В них затем вставлялись горизонтальные доски, создававшие надежную преграду зимним ветрам.
// Какая сложная технология строительства была у простого народа на заре истории на окраине нашего континента! Сперва - столбы с пазами изготовить (пазы фрезеровали, наверное), потом - доски сделать (без проблем, распустили бревно на пилораме и готово), а потом уже быстро и элегантно собрать весь домик, как конструктор Лего, по канадской технологии, и всё! Автор, видимо не в курсе, что изготовить паз, а тем более доску, весьма затруднительное при отсутствии современных станков занятие. Сначала нужно грамотно расщепить бревно, а потом топорами обстругать половины до кондиции доски. В избах такие изыски могли только для лавок и столов применить, а тут целый дом из досок! И как такая конструкция может надёжную защиту ветрам представлять? Какие непростые люди эти европейцы, нет бы, как мы, - избу срубить! Уже тогда, видать, существовал девиз в строительстве: "Зачем просто, если можно сложно"!// Двухскатные крыши с эпохи бронзы покрывались в Скандинавии и в Ирландии дерном, на Европейском континенте - соломой или хворостом. Отопление производилось посредством открытого очага, расположенного в центре дома, в плохую погоду принимавшего под свою крышу не только членов семьи хозяина, но и дворовую скотину. Украшениями фасадов (рога жертвенных животных, резные деревянные детали и проч.) отличались лишь языческие храмы и дома вождей кельтов и германцев. Поразителен факт существования такой же традиции на противоположном конце нашей планеты. Если хижины папуасов всегда отличаются скромным видом, то так называемые "мужские дома" - место сбора воинов для решения общих житейских проблем и совершения жертвоприношений - богато украшались деревянной резьбой и росписью.
Уничтожив Римскую империю и познакомившись при этом с сокровищами античных знаний в архитектуре и строительном деле, европейские "варвары" научились возводить дома из камня и покрывать их черепицей. Однако так строились лишь замки аристократов и храмы. Простой люд вплоть до XIII в. по-прежнему жил в скромных деревянных постройках. Иначе складывалась ситуация в Древней Руси. Традиционным жилищем древних славян Восточной Европы с VI в. н.э. была полуземлянка (Среднее Поднепровье) и наземное жилище (северо-запад Руси). Богатые лесом просторы будущей России давали возможность нашим далеким предкам производить подлинные шедевры деревянной архитектуры. Уже в X веке существовали различные приемы кладки сруба, концы бревен искусно обтачивались топорами, позволяя по-разному оформлять углы строения ("в лапу, "в обло" и проч.). Археологические раскопки подтверждают справедливость русского присловья "безъ единаго гвоздя". Действительно, при создании сруба необыкновенной прочности (нужно было лишь беречься от огня!) требовался лишь топор и многовековой опыт русского домостроителя.
В средневековой Европе достаточного количества лесов для создания простым народом своего жилья уже не было.
// Лесов на севере Европы всегда хватало, для жилищ, во всяком случае, достаточно вспомнить про почти полностью выгоревший в средние века деревянный Лондон. Другое дело, что качество леса там хуже, чем у нас и мачтовые сосны и лиственницы, на которых стоит Венеция, там были импортные - русские. Дома из камня стали строить в массовом порядке исключительно из страха пожаров и соображений долговечности и, конечно, наличия камня! // С XIII века начинает развиваться массовое производство кирпича - основного строительного материала наших западных соседей. Их жилые дома начинают обретать облик уменьшенных копий рыцарских замков. Это было связано с тем, что в 1215 г. в Англии была принята "Великая хартия вольностей", обозначившая гражданские права всего населения, а в 1265 г. окончательно установился парламентский принцип правления. Представители "низших" сословий - крестьяне, - показывая рыцарям свои равные права перед законом, стали возводить свои "коттеджи" на манер замков. Простые жители английских городов и сельских поселков, старясь не ударить лицом в грязь, охотно меняли свои прежние деревянные хижины на кирпичные строения. // Жалко, что нет машины времени и нельзя показать или увидеть, что рыцарь сделал бы с крестьянином при демонстрации последним равных прав! // В их миниатюрных башенках скрывались лестницы, ведущие на верхний, нередко мансардный, этаж, где обитали, как правило, дети домовладельца. Правда, не у всех селян хватало средств на черепичную крышу, однако каждый из них считал своим долгом не отстать в возведении сложной кирпичной конструкции своего нового жилища от соседа. Так сложился тип современного коттеджа - загородного дома для одной семьи, рассчитанного на полное самообеспечение вплоть до собственного миниатюрного дизеля для подачи электроэнергии. Ну, теперь понятно, всё встаёт на свои места – современный новорусский коттедж – суть реплика средневекового крестьянского домика, построенного в попытке хотя бы отдалённо напоминать настоящий дом - рыцарский. Теперь ясно, откуда корни убожества идут. От нищих средневековых английских крестьян! Как они идею опошлили! Хотели наши "новые крестьяне" в рыцарских домах зажить, а зажили опять в крестьянских, жизнь безжалостно расставляет всё на свои места. // С XIII в. украшенные башенками и островерхими крышами английские коттеджи являлись наглядной иллюстрацией к английской пословице "мой дом - моя крепость": Великая хартия вольностей подтвердила право домовладельца не открывать дверь представителю властей без предоставления официальной бумаги на право нарушения экстерриториальности частного жилища.
Вершины искусство проектирования и строительства коттеджей достигло во второй половине XIX века, в эпоху правления английской королевы Виктории. Стиль этого времени так и называется - викторианский. Он характеризуется концентрацией на относительно небольшом участке земли (площади под застройку в Англии традиционно дороги) максимума необходимых для удобства семьи элементов, включая ванную комнату на каждом этаже, балконы и лоджии, в некоторых случаях даже домашние обсерватории. Этим условиям полностью соответствуют современные коттеджи, в массе возводимые с 1989 г. в ближнем и дальнем Подмосковье. Среди них вы, вряд ли, найдете имитации бетонных жилых "коробок", с легкой руки Ле Корбюзье заполнивших наш город и знакомых нам под именем "хрущобы".. Современный коттедж, как показывает один из проектов фирмы "АСТ",
// статейка заказная - скрытая реклама // представляет собой вполне викторианское сочетание темно-красного кирпича и светлой облицовки, воспроизводящей каменную "рустованную" кладку (отзвуки позднеантичной традиции) углов строения. Обязательной является доминирующая в пределах фасада башенка, в которой вьется связывающая этажи лестница. //Да, башенка - уже имя нарицательное...// Нарядный облик современного коттеджа дополняет многопрофильная крыша, нередко покрываемая доступной по цене и долговечной черепицей. В Европе такой коттедж (как, впрочем, все, связанное с викторианским стилем) является символом надежности и стабильности, базирующимся в немалой мере на сохранении традиций старой Европы. Этот здоровый консерватизм, думается, можно отразить в проектировании современных коттеджей не только с помощью викторианского стиля, но и с применением богатейшего арсенала нашего национального домостроительства. // Чем я, собственно, и занимаюсь.// Здесь для архитекторов и строителей - безбрежный простор для творчества."

А вот ещё цитата из статьи "Тайны стройматериалов."

"Во многих уголках нашей планеты по сей день сохраняются традиционные приемы домостроения. В маленьких городках на берегах Балтики люди по-прежнему живут в уютных домиках, построенных в технике "фахверк".
//А куда небогатым людям деваться! Дома в стиле "фахверк" - вообще бюджетный средневековый вариант. Суть техники фахверк - украинская глинобитная хатка-мазанка с целью повышения этажности поставленная на деревянный каркас (из-за дефицита места). Это каркасный (канадский) дом для беднейших слоёв населения с сено-навозо-глиняными вставками между балок, белёными снаружи. Такие дома строили те, кто не имел денег ни на деревянный, ни на каменный дом из валунов, ни на "теплый" каменный дом - из новомодного кирпича. // Их стены с успехом выдерживают зимний северо-западный ветер, а летом черепичные крыши обеспечивают необходимую прохладу. Как правило, керамическая черепица - один из самых долговечных материалов. Ремонт таких крыш заключается лишь в нечастой смене деревянных стропил. // А какие у нас в Москве крыши делали? Вот какие крыши! Ну, можно предположить, что на обычных домах черепицы не было от бедности, но вот на дворцах, почему её не было? Потому, что она там и даром не нужна была! Интересно, автор представляет себе, что такое смена стропил? Вообще, что такое стропила? Смена стропил - это полная реконструкция крыши. С выселением жильцов из дома. Любой ремонт крыши - весьма болезненная и длительная процедура. // Улицы, застроенные такими домами, придают городам неповторимый, поистине сказочный вид. // Вид сказочный, особенно для человека из "хрущоб".// Приятно сознавать, что и у нас вокруг Москвы теперь появляются дома в таком стиле. (!!!) Они при помощи современных архитекторов получают черты старого европейского домостроения ("фахверк", мансарды, черепичные крыши со многими плоскостями). Важно отметить, что неповторимый, сугубо индивидуальный облик подобным особнякам придают типы стройматериалов, заимствованные современными мастерами из наследия европейского средневековья: разноцветные облицовочные кирпичи, мореное дерево, витражное стекло, черепица. // Вот так, ни больше и ни меньше! Наконец и к нам, в Россию, культура пришла. Мы только сейчас (в 21 веке) доросли до наследия европейского средневековья, ура! Мы с вами теперь разбогатели и, как взрослые, можем позволить себе дома, похожие на те, в которых нищие европейские крестьяне жили несколько сотен лет назад. Слава капитализму! // Современные производители стройматериалов обладают великолепными возможностями для производства самых высококачественных видов указанной продукции. // И производители наши не подкачали, освоили производство европейских средневековых строительных материалов - Кулибины! //

Попробуйте предложить французу построить или приобрести дом в английском или в итальянском стиле, или дать своему дому англиийское или итальянское название. Могу представить его реакцию, убежден - вам не поздоровится! Да такой поступок ляжет позорным пятном на весь его род! Француз этот дом лучше спалит, чем жить в нём будет! Потому что он с детства знает, что лучше французского нет ничего на земле, тем более лучше французских домов во Франции! То же можно сказать о немцах и голландцах, или об испанцах и итальянцах - список бесконечен…
Только россияне думают, что всё российское, кроме водки, икры и оружия - самое плохое, тем более жилища, образ жизни, традиции и культура, которых со времён царя Петра принято стыдится. Что увидел наш царь Пётр, попав в просвещённую Европу, в Амстердам? Увидел он продвинутую европейскую технологию, торговлю и культуру. По поводу первых двух терминов я согласен, но вот насчет культуры… Что так воодушевило нашего монарха, наверное, Брейгель, Босх, Шекспир, может быть? Нет, больше всего ему, похоже, пришлись по душе табакокурение, пьянство и царившие там вольные нравы, которые он с завидным упорством внедрял в быт своих подданных. Надо отдать его усилиям должное, в отличие от некоторых других начинаний, захиревших вскоре после его кончины, эти расширились до невозможности, приобрели масштабы национального бедствия и сейчас дают более чем обильные плоды.
Посмотрите на рекламу, рассчитанную на таких людей - она даёт реальный эффект. Одни названия чего стоят (не привожу из-за соображений коммерческой этики). Все хотят дистанцировать себя от соотечественников. Пытаясь сказать всем своим видом, образом жизни, даже названиями домов и посёлков, что мы - не такие, мы - другие. Мы - культурные. Мы - европейцы. Мы - канадцы. Мы - кто угодно, но мы - не как вы все остальные. Мы - не россияне!
Почему в нашем менталитете заложено, что нужно быть на кого-то похожим? Быть похожим на нормандца - француза, на баварца - немца, на фламандца - бельгийца, это круто! А быть похожим на себя, россиянина, - это уже недостойно, это отстой! Как в басне Михалкова: ….есть семейки, где с вожделением глядят на заграничные наклейки, а сало русское едят. Вот такое вот у нас самосознание - грустно… Или по законам Дарвина нам необходимо пройти все этапы эволюции от крепостных крестьян до свободных людей? И это всего лишь этап на таком пути, один из многих?
- А чем гордиться нам? - скажут многие.
Ну, если не скажут, то подумают так.
- Что мы имели? Нищие одноэтажные избёнки? -
- Где, как у нас народ жил? -
- А там, заграницей, в Европе, о-го-го как жил! -
Давайте разберёмся, посмотрим, как жил простой народ там и у нас.
Как жил у нас, мы приблизительно представляем: как и сейчас живет, только немножко хуже... А как жил народ там?
Первое, что приходит в голову, это письменные свидетельства дочери Ярослава Мудрого - киевского князя, вышедшей замуж за французского короля и оказавшейся в Париже, где ей сейчас памятник установлен. Дочка грамотная была - с библиотекой своей к мужу приехала, на памятнике в центре Парижа изображена с библией, на которой клялось потом не одно поколение французских королей. Королям было всё равно, на чём клясться, их не смущало то, что книга была на непонятном языке, всё равно, никто из них читать не умел ни на каком языке, ни на понятном, ни на непонятном языке. Так вот писала она домой папе про грязь несусветную, тесноту, антисанитарию и вспоминала родной город Киев как натуральный рай, по сравнению с Парижем. Но это было очень давно (по нашим историческим меркам).
Вспомним, как в 1852 году в Лондоне пришлось эвакуировать Парламент вместе со всеми парламентариями из-за удушающей, в буквальном смысле слова, вони, исходившей от Темзы. Лондонцы без всяких церемоний сливали в реку продукты жизнедеятельности и производства, а население города к тому моменту было более двух с половиной миллионов человек! После этого было приято историческое решение о строительстве канализации. Эта система включала насосную станцию, на пуск которой приезжали лично принц Уэльский и Архиепископ. Станция успешно работает по сей день, сбрасывая воду без какой-либо очиски в северное море…
Городам Амстердаму и Венеции повезло больше: они сразу имели развитую сеть канализации. Всё просто - канализацией по совместительству работают живописные каналы, ручейки и речушки, которыми, собственно, эти города и замечательны. Сейчас, в 21 веке, инженеры тоже эту проблему решили. В Амстердаме дважды в год мощные насосы чистят город, продувая каналы со всей, накопившейся в ней "прелестью", и сбрасывают всё это для естественной переработки подальше, в Северное море. Такая вот экология. В центре Гааги или Бремена, среди недешевых ресторанов и кафе, нет-нет, да и учуешь характерный запашок нечистот из канализации.
Вот конкретно средневековая улица - дорога римских легионеров, ведущая в Лондон. Только по дороге этой грамотнее было перемещаться по краю, по возможности, под навесами верхних этажей. Ведь из окон спален с утра, не церемонясь, выплёскивалось содержимое ночных горшков. Традиционно, спальня в "престижных" коттеджах размещалась наверху.
Это так, пара слов о культуре быта... Содержимое ночного горшка ни в городах, ни в деревнях у нас ни на голову, ни на дорогу никто никогда не выливал, все знают, как с "этим" принято поступать, даже животные "это" лапкой закопать пытаются.
А вот вам и "настоящий полковник" - самый настоящий коттедж,
Как говаривал незабвенный Остап Бендер.
- Я же предупреждал, что со мной поедет мальчик, мальчик - ассистент. -
- Это мальчик? -
- Плюньте мне в глаза, если это девочка! -
Видно, как далеко этому убогому сооружению до домов, которые сегодня именуются у нас коттеджами. Судя по табличке на фасаде этого и соседних зданий, жители города Родчестера домами своими гордились. Ну, во всяком случае, если бы господину Грейсу было за своё сооружение стыдно, то он не прибег бы к помощи мемориальной доски. Дом, может и не самый богатый, но неплохой по тем временам считался.
Гордился своим домом - избой в то же время, только совсем в другом месте крестьянин П. В. Медведев, жил он у нас, под Москвой в деревне Максимово, что находится севернее города Волока Ламского (Волоколамска). Место небойкое, деревня захолустная - тупиковая, дальше только бескрайние леса.
Изба почти не подверглась переделкам, и, признаться, в избе крестьянина Медведева мне понравилось больше, чем в коттедже мистера Грейса. Дерево избы не подмокло (следили за кровлей) и прекрасно сохранилось до сего дня без всяких пропиток. Сухость и вентиляция - вот рецепт вечной жизни дерева! Просторная, теплая деревянная изба гораздо комфортней сырого, тесного, сложенного из холодного камня коттеджа. Вообще-то, если откровенно, не такого и тесного и не такого холодного, по сравнению с нашей панельной хрущовкой.
Поймите меня правильно: я не призываю бросать каменные дома и строить деревянные избы, просто я сравниваю потребительские свойства, состояние зданий, построенных более века назад по доступным тогда технологиям.
Да, не стыдно за предков, а мы всегда думаем о себе, что лаптем щи хлебаем! Так в избах жили крестьяне, так жили люди побогаче, так жили господа - вполне достойно!
Спроектировал этот дворец в 1780 х годах для нашего "старого русского" - князя Н. А. Голицына француз - архитектор Де Герн, как загородный дом-дворец для России, с учётом нашего менталитета и климатических особенностей. Спроектировал его почему-то не в технике фахверк и почему-то крышу не черепичную сделал (хотя мог бы) и так, что снег на голову не падает! Дом пережил пожары, войны, революции - выстоял и, надеюсь, дальше стоять будет. Если "власть предержащие" не снесут его по причине ветхости и не настроят на высвободившемся месте новых домов-коттеджей во "французском" стиле по иронии судьбы, как бы в насмешку, сделанными нашими "новыми" российскими архитекторами.
Абсурд: раньше нам архитекторы-французы проектировали русские дома, а теперь наши российские архитекторы тужатся придумать дома во "французском" и других стилях. Может опять французов пригласить, у них "французские дома" лучше выйдут?
Да, в отличие от теперешних, наши "старые русские" уважали себя, своё происхождение и свою родину, видимо имели на то веские веские основания…

Далее ...
  
 
 
 
  
  Сделано Александр Иванников